ҚҮДАЛЫҚ (сватовство) – один из важнейших обрядов, предшествующих свадьбе. В нём участвуют сваты (қүдалар), группу которых возглавляет бас қүда – главный сват. Это человек, как правило, уже в возрасте, отлично разбирающийся во всех нюансах казахской свадебной традиции. Кроме знаний, ему требовались красноречие и бдительность: бас қүда должен уметь быстро и находчиво выходить из разного рода «ловушек», разоблачая различные шутливые подвохи, которые сватам традиционно подстраивают в доме невесты. Сваты также должны были уметь хорошо торговаться, аргументируя свои доводы какими-то вескими причинами. Это умение требовалось в момент, когда стороны вели переговоры о размерах калыма и приданого невесты. Когда этот торг завершался, гости и родители невесты начинали торжественную трапезу, которую хозяева обязаны были организовать на самом высоком уровне. Сватам на этой трапезе предлагается отведать блюда қүйрық-бауыр, приготовленного на основе свежего курдючного жира и печени. При этом отец невесты лично угощает главного свата, совершая обряд «асату»: он набирает полную ладонь угощения и кладёт прямо в рот бас қүда. Во время этого произносятся слова старинной казахской пословицы: «Күйеу – жүз жылдық, қүда – мың жылдық» (Зять на сто лет, а сваты – на тысячу лет).

 

После завершения трапезы новоиспечённые сваты совершали обряд төс қагыстыру — крепко обнимали друг друга, благословляя и желая долголетия, благополучия, богатства. Далее следовало обязательное чтение молитвы. Для обеспечения нерушимости договорённостей, достигнутых в ходе сватовства, представители каждой из сторон опускали большие пальцы в кровь жертвенного животного и произносили клятву (ант). В финале церемонии к девушке – будущей невесте подходила одна из родственниц жениха, вдевала ей в уши серьги и пришивала к головному убору пучок из перьев филина. Это был символичный знак того, что девушка теперь засватана, а значит – связана строгим обязательством выйти замуж. После этого наступал долгий и весёлый период шуток и потех над гостями-сватами. Здесь бас қүда и его коллегам требовались всё их остроумие, красноречие и находчивость, дабы с честью выйти из замысловатых шутливых ситуаций. Например, когда сваты хотели встать, вдруг оказывалось, что родственницы жениха ради шутки незаметно пришили их халаты к кошме, и кошма сковывала всех сватов. Начинались шутливые импровизированные диалоги, часто – в виде айтыса. Гостям и родственникам невесты предстоял ещё долгий и весёлый той, в ходе которого сватов ожидало множество каверзных подвохов и весёлых розыгрышей.