БӘЙГЕ (конные скачки). Конные заезды «Бәйге» многие века были традиционным и любимым массовым зрелищем у казахов, собиравшим многие сотни людей из разных аулов. Скачки бәйге было положено организовывать в честь значимых событий в жизни человека. Так, первое состязание устраивали, когда ребёнок появлялся на свет, второе – когда мальчику делалось обрезание, и так далее. Вообще поводом для проведения скачек могло послужить любое значимое событие. Бәйге всегда устраивали после обряда обрезания, при первом посещении женихом аула невесты, в ходе сватовства. Причиной организации массовых скачек могло стать прибытие в аул уважаемого гостя, достижение человеком определённого возраста и даже смерть человека. Семья усопшего обязательно должна была организовать скачки бәйге, считавшиеся последними в его жизни. Такие состязания проводились в знак памяти усопшего в скором времени после его похорон. Примечательно, что при заездах бәйге, которые проводились во время поминального аса, определённый участок дистанции гонки обязательно должен был проходить неподалёку от могилы умершего. Так делалось для того, чтобы покойный мог слышать топот копыт и понять, что бәйге проходит в его честь.

 

Разновидностей бәйге существует несколько. Так, Қүнан бәйге – скачки на жеребцах-трёхлетках. Жорга бәйге – заезды на конях-иноходцах. Наиболее массовый вид скачек тоқ бәйге – это соревнование на обычных лошадях, которых специально не готовили к заездам. Тогда как в ходе қара бәйге выявлялся «ең жақсы арғымақ» – самый лучший жеребец данного аула.

 

А самым престижным и сложным считалось добиться победы на скачках аламан бәйге – это заезды на самую длинную дистанцию, которая могла достигать 40 километров. Участниками этих заездов являются мальчики-подростки. Призами для победителей таких заездов были самые дорогие подарки. Это мог быть, например, табун в сотни лошадей, стадо верблюдов, оружие, юрты, дорогая одежда, меха, золото. Число победителей в ходе аламан бәйге могло варьироваться: их могло быть 5, 10, 15 – всё зависело от обеспеченности организатора. Перечекая черту финиша, мальчишки швыряли под ноги судье-распорядителю свои шапки или ремни. Принято считать, что слава победителя на скачках аламан бәйге стоит дороже самых щедрых призов. А с самими этими призами юные победители, как правило, расставались с лёгкостью, значительную их часть раздавая больным и малоимущим. Если этого не делалось, то владелец лучшего аргамака (отец мальчика-победителя) мог снискать дурную славу скряги и жадины (по-казахски – жынды). Такого человека в ауле переставали уважать, с ним стремились не иметь дел. Впрочем, подобное случалось крайне редко. Чаще всего победители бәйге, напротив, соревновались друг с другом в щедрости.