КІЛЕМ БАСТАУ, КІЛЕМ ТОҚУ – обычаи, связанные с тканьём ковра. Многие столетия искусство ручного создания ковров было одним из самых сложных в Степи. В нём и по сей день скрыто множество профессиональных тайн. А трудоёмкость этого дела вообще трудно сравнить с чем-либо, недаром существует восточная мудрость – «Ткать ковёр это всё равно, что колодец иглой копать».

Созданием ковра в ауле обычно занимались четыре девушки. Они работали с утра до ночи в течение целого месяца. Процесс тканья начинался с обряда «кілем бастау»: хозяйка дома поджаривала семь лепёшек, созывала и накрывала богатый дастархан. Хозяева дома угощались и затем вместе с гостями обращалась с молитвой к Всевышнему, а также к покровительнице рукоделия Фатиме Биби. После молитв снохи осыпали рукодельниц сладостями и яствами, а также напутствовали их такими словами: «Пускай ваши руки наполнятся настоящими узорами, и созданный вами ковёр пусть будет неописуемой красоты!». После этого девушки начинали свою тяжёлую трудовую вахту, а соседи, согласно давней традиции, помогали чем могли, стремясь облегчить труд девушкам и сократить расходы хозяевам дома.

Символичные обычаи затрагивали и самих хозяев. Так, хозяйка дома могла незаметно привязать к рукаву одного из малышей аула шашақ – пучок из разноцветных ниток. Этот знак сигнализировал матери ребёнка, что хозяйка дома, где ткут ковёр, желает ему счастья и очень долгих лет жизни. Здесь был свой тонкий подтекст: ведь ковёр издревле считался очень дорогим изделием, которое должно служить не одно десятилетие. А многие ковры сохранялись в первозданном виде даже на протяжении столетий. В благодарность за шашақ мать малыша приносила в дом, где ткут ковёр, щедрое угощение. А если цветные нити незаметно привязывали к одежде молодых парней, то джигиты не только подносили яства к столу девушек-ткачих, но и должны были развлекать их, веселить, помогать им скрасить однообразные дни работы. Уже сотканную часть ковра, находящуюся в комнате, обязательно следовало накрыть непрозрачной материей и не показывать никому из входящих, даже членам семьи. Считалось, что преждевременные восторги по поводу узора и красоты создаваемого ковра могли «сглазить» ткачих и привести к браку. А когда ковёр наконец-то был готов, проводился специальный обряд под названием «кілем құру». Организовывался той, на котором гости делали хозяевам подарки за показ нового ковра, осыпали сам ковёр монетами в знак признания таланта его создательниц.