Интерьер «Тандыра»

GM1A2121iУбранство караван-сарая «Тандыр» во многом повторяет и продолжает интерьер казахской юрты, которая является отражением многовековой философии казахской Степи. С ней была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. И те предметы быта, которые здесь находятся – конская упряжь, войлочные ковры-текеметы и тускиизы, сундуки, деревянная и металлическая посуда, другие изделия из дерева, кости и металла – всё это щедро украшается в соответствии со сложной системой символики. Богатой вышивкой покрываются головные уборы, одежда, сумки и попоны. Из дерева мастера изготавливают чаши и черпаки для кумыса, покрывая их искусной резьбой. Кровати и сундуки часто украшаются рогом архара или горного козла (тау-теке). Из кожи изготавливают плети, пояса, упряжь и фляги (торсыки, коржуны) для воды и кумыса. Все эти предметы обширно представлены в интерьере «Тандыра», воссозданного караван-сарая,  какие стояли по всей Степи на протяжении многих веков.

Перейти к галерее


Коллекция национальных украшений

Ювелирное искусство занимает особое место в казахской национальной культуре. В нём наиболее полно и ярко отражены идеалы народа, его эстетические вкусы, масштабы и разнообразие его художественных ценностей. Казахские ювелиры – зергеры – работали только в одиночку, а мастерство своё передавали по наследству. Поэтому их искусство всегда имело особую, элитарную ценность: оно по определению не могло быть доступно широкому кругу ремесленников. Зергеры производили обширный спектр украшений: это и женские украшения, и детали для костюма, и туалетные принадлежности, и столовые приборы, и всевозможные бляшки для украшения юрт, мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия или конского снаряжения.

Ювелирные изделия были для кочевника не только украшением. Они также несли в себе и магико-защитную функцию. Так, блеск серебра и его цвет ассоциировались с лунным светом, с Луной. Глубокий смысл несли в себе драгоценные и поделочные камни: они наделялись мощной чудодейственной силой. Наибольшей популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости.

 

Перейти к колекции


 

Коллекция ковров

Существует несколько разновидностей казахского ковра. Каждую из них отличают определенные тонкости техники шитья, а также особенности орнамента и цветовой палитры. Так, традиционно из войлока в Степи создавали настенные и напольные (постилочные) ковры, которые называются текемет, сырмак, тускииз.

Технология изготовления текемета очень трудоемкая. Подготавливается белый войлок, на него накладываются заранее вырезанные узоры из окрашенного в различные цвета влажного войлока. Эту двухслойную заготовку сворачивают в рулон, а затем долго и энергично укатывают локтями. Далее следуют удлинение и пропарка текемета, затем процесс повторяется. При поэтапном пропаривании и прокатывании узор постепенно вваливается, внедряется внутрь базового слоя белого войлока.

 

Перейти к коллекции


Коллекция предметов быта

GM1A2446b

Кочевники никогда не отделяли себя от природы, и это находило отражение в их бытовых атрибутах. Важная особенность интерьера казахской юрты – все вещи здесь находятся на виду. При этом каждая из них, помимо своего утилитарного предназначения, служит еще и предметом убранства жилища. Вот почему изделия украшены национальными орнаментами. Для казахской орнаментики характерны три основных вида – зооморфный (животный), растительный и геометрический. Также активно применяются стилизованные изображения бытовых предметов, знаки небесных светил и изображения явлений окружающей природы. Всё это нашло отражение в предметах убранства нашего караван-сарая «Тандыр».

Отдельного внимания заслуживают конская сбруя и упряжь. Казахи издревле говорили: «Красота твоей жизни – это изящное седло твоего коня и твоя нарядная одежда». Украшение коня относилось к особому кругу вещей, ценность которых, как и ювелирные украшения, и дорогие одежды, была особенно высока.

Перейти к коллекции