_carpet_for_text2Существует несколько разновидностей казахского ковра. Каждую из них отличают определенные тонкости техники шитья, а также особенности орнамента и цветовой палитры. Так, традиционно из войлока в Степи создавали настенные и напольные (постилочные) ковры, которые называются текемет, сырмак, тускииз.

Технология изготовления текемета очень трудоемкая. Подготавливается белый войлок, на него накладываются заранее вырезанные узоры из окрашенного в различные цвета влажного войлока. Эту двухслойную заготовку сворачивают в рулон, а затем долго и энергично укатывают локтями. Далее следуют удлинение и пропарка текемета, затем процесс повторяется. При поэтапном пропаривании и прокатывании узор постепенно вваливается, внедряется внутрь базового слоя белого войлока.

Ещё одна разновидность казахского ковра из войлока – сырмак. Его сшивают из заранее выкроенных узорных фигур. Узоры обычно вырезают из войлока двух цветов: белого и черного. Чтобы сырмак был прочным, его узорный слой вместе с войлочной подкладкой тщательно простёгивают по всей площади. Создание такого ковра – крайне трудоемкая работа.

Текемет и сырмак – постилочные войлочные ковры, которыми обычно покрывают места за казахским дастарханом, а также пол юрты в холодное время года. В свою очередь, тускииз – это настенный казахский ковер из войлока. Его обычно отличают более богатые и замысловатые орнаменты, более обширная цветовая палитра узоров. Изготовление тускииза также является очень сложным делом, в котором множество тонкостей и секретов. На базовый слой из белого войлока мастерицы нашивают разноцветные узоры, заранее вырезанные из войлока или сукна, иногда – из шелковой или хлопчатобумажной ткани. В узоре, его цветовой гамме обязательно присутствует определенный единый мотив, по которому знатоки могут определить регион Казахстана, где был сделан тускииз. В этих коврах применяется одна из наиболее древних технологий создания узора – аппликация. Здесь имеет значение геометрическая точность буквально каждого миллиметра рисунка, поэтому доверить работу над тускиизом могли далеко не каждой рукодельнице. Кроме умения виртуозно шить, здесь важно чувство гармонии, умение безупречно выстраивать композицию узора. Это дано очень немногим.

Тускиизами в Степи называли не только накладные казахские ковры с войлочной основой, но и вышитые ковры. Их материалом могли служить различные ткани – шёлк, плис, бархат и многие другие. Вышивка их отличалась изяществом и разнообразием. В орнаментах присутствовали яркие крупные элементы – это могли быть гирлянды и розетки, цветы и бутоны, павлиньи перья и листья, а также сложная игра всевозможных геометрических фигур. Оттенки цветовой гаммы этих тускиизов, как правило, были яркими: алые, малиновые, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, темно-бордовые. Присутствовал и белый цвет, считающийся у казахов священным. Наиболее яркие элементы декора этих ковров, такие как цветы, гирлянды, листья, рукодельницы также прошивали золотыми нитями. Вышивка настенных ковров в целом была очень разнообразной, ей не чужда была некоторая вычурность и тяготение к модным изыскам. Кроме золотых вплетений, применялась также вышивка тамбуром или плотно скрученными шелковыми нитями ярких цветов.

Также стоит отметить плетеные и вязаные ковры, которые были особым предметом казахского художественного искусства. Такие ковры, изготовленные с применением ворса (тұқты) и безворсовые (тықыр кiлем) особенно популярны в южных регионах страны.

В центральном поле узора ворсовых ковров очень популярным элементом были крупные симметрично-крестообразные узоры, которые были вписаны в два концентрических прямоугольника или квадрата. По внешней стороне этой конструкции обычно изображалось обрамление в виде витых бараньих рогов, которые переходили в мотив «каблука» (сынар өкше). Окантовка таких ковров обычно выстроена одинаково: ее формируют полосы, ромбики, елочки, а также ступенчатые, сопряженные друг с другом многоугольники типа «өкше», узоры крыла птицы (құс қанат), силуэты парящего орла

(бүркiт), изображение вереницы журавлей (тырна). Встречаются также ряды зигзагообразных линий, стилизованные изображения козлов, баранов, верблюдов и другого скота. В целом казахские ковры отличает обширное применение в композиции узора как стилизованных (упрощённых), так и совершенно реалистичных изображений животных, степных или горных пейзажей, а также отдельных известных сюжетов из национальной истории.

carpets11 carpets10 carpets09 carpets08 carpets07 carpets06 carpets05 carpets04 carpets03 carpets02 carpets01