_jew_for_text2Ювелирное искусство занимает особое место в казахской национальной культуре. В нём наиболее полно и ярко отражены идеалы народа, его эстетические вкусы, масштабы и разнообразие его художественных ценностей. Казахские ювелиры – зергеры – работали только в одиночку, а мастерство своё передавали по наследству. Поэтому их искусство всегда имело особую, элитарную ценность: оно по определению не могло быть доступно широкому кругу ремесленников. Зергеры производили обширный спектр украшений: это и женские украшения, и детали для костюма, и туалетные принадлежности, и столовые приборы, и всевозможные бляшки для украшения юрт, мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия или конского снаряжения.

Ювелирные изделия были для кочевника не только украшением. Они также несли в себе и магико-защитную функцию. Так, блеск серебра и его цвет ассоциировались с лунным светом, с Луной. Глубокий смысл несли в себе драгоценные и поделочные камни: они наделялись мощной чудодейственной силой. Наибольшей популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости.

_jew_for_text1

Важной особенностью казахских ювелирных изделий является и то, что практически все они имеют чёткие возрастные разграничения. В жизни казахской женщины ювелирные украшения появлялись практически с рождения. От самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению. К 10-12 годам девочка по праздникам надевала уже полный набор ювелирных украшений. Большинство этих украшений впоследствии входили в её свадебный наряд. Наиболее распространенный вид девичьих украшений, надеваемых на косу (шолпы) – это ажурная подвеска с многочисленными бляшками или монетами. Постоянно носимым украшением являлись и серьги, и особенно браслеты «блезiк», которые обычно носили по одному или парно на обеих руках. Перстни и кольца носили обычно по 3-4, они являлись повседневными украшениями, которые должна иметь каждая женщина, поскольку считалось, что в противном случае пища, изготовленная ей, будет нечистой. Среди украшений рук особо выделяется гарнитурный браслет «бес блезiк», получивший в 1910-е годы в Европе название «роза руки». Он был сделан в виде змеи, обвившей предплечье, жало которой переходило в цепочки, соединявшиеся с 3-4 перстнями. Во Франции полагали, что этот браслет навеян индийской культурой, однако в Казахстане на тот момент «бес блезiк» был девичьим украшением уже несколько веков.

С течением времени взрослеющей девочке и девушке добавляли к костюму всё новые украшения. Вершиной ювелирного убранства казашки становился костюм невесты. А по мере приближения старости всё строже становились одежды женщины, всё меньше украшений блистало на ней. Они передавались от матери к дочери, и так продолжалось столетиями… Сколько за каждым творением ювелирного искусства осталось судеб степных красавиц, можно только догадываться. И все эти замечательные самобытные шедевры несут в себе живое дыхание наших бескрайних казахских степей.

jewelry012 jewelry011 jewelry010 jewelry009 jewelry008 jewelry007 jewelry006 jewelry005 jewelry004 jewelry003 jewelry002 jewelry001
Kazakh jewellery. The central jewellery is most likely styled in a Turkmen fashion. Women of rich families wore this amulet before and during pregnancy. At other times it was most likely used as an element of home (yourta) décor. Pendant is covered with linear patterns of delicate wire workmanship, Carneol cabochon – a stone, which has sacred meaning in the orient and Central Asia especially. The amulet’s top edges are worked with a stripe of perforated metal. Ear-rings, pendant, necklace, andfinger- ring are finished with granulated gold and gold plating. Inserts of Carneol (sard) and coloured glass.